В истории развития соляной промышленности особое место занимали предприимчивые купцы и промышленники Строгановы. Выбрав Сольвычегодск в качестве своего родового «гнезда», Строгановы становятся со временем не только крупнейшими солепромышленниками Московского государства, но и основателями многочисленных соляных варниц и солепромыслов на Севере.
Москва была весьма заинтересована в развитии солеварения в Сольвычегодске. Солеварам московские цари посылали поощрительные грамоты, давали всевозможные льготы. Этим не преминули воспользоваться Строгановы, которые усиленно скупали чужие варницы и ставили свои новые.
Особенно бурную деятельность развивал младший сын основателя строгановской «династии» — Аника, а позднее его дети и внуки. Он обратил внимание также на огромные, малообжитые пространства Северного Урала и Сибири. Прослышав, что на реках Каме и Чусовой имеются соляные источники с более крепкими рассолами, сын Аники Строганова Григорий бьет челом Ивану Грозному, просит разрешить ему искать в Пермском крае соляной рассол, ставить варницы и варить из него соль. Царь уважил просьбу Строганова, и вскоре он построил в 15 километрах от Соли Камской, на правом берегу Камы городок Канкор. Спустя шесть лет по повелению царя была построена крепость Кергеден, а затем в последующие годы еще несколько мелких укрепленных пунктов по берегам рек Сылвы и Чусовой.
Получив в свое полное владение берега Чусовой до самого ее истока и много новых земель, Строгановы стали заводить в своих вотчинах рыболовные и соляные промыслы. Иван Грозный разрешил им безданно и беспошлинно двадцать лет торговать рыбой и солью. Были представлены им и другие привилегии.
Но самой большой царской милостью было данное Строгановым право творить суд и расправу над своими работными людьми независимо от местных представителей власти. Никому на Севере московские цари не давали такого права. Строгановы стали полновластными хозяевами своих новых владений.