Коноводные машины


 

Но вот пришел день, когда бурлаки скинули свои тяжелые лямки и впрягли в них лошадей. По рекам поплыли соляные ладьи с коноводными машинами. Посреди палубы находился массивный чугунный вал, который вертело 10—12 лошадей. На этот вал наматывался канат от заброшенного па версту вперед якоря. Якорь закрепляли на дне, и к нему постепенно подтягивалось судно. Когда ладья вплотную подходила к якорю, его снова выкидывали вперед.

 

Изобретение коноводной машины облегчило труд бурлаков, но мало увеличило скорость движения соляных барж. Лишь с появлением в 1847 году на Волге и Каме парохода увеличилась скорость доставки соли.

 

Начиная с середины XVIII века грозными соперниками пермянки на рынках становятся эльтонская и астраханская соль, а позднее баскунчакская.

 

Тем не менее, пермянка вплоть до 1917 года прочно удерживала свои позиции. В настоящее время выварка соли в Прикамье прекращена. Пермянка не может теперь конкурировать с артемовской и баскунчакской солью.