Поваренная соль в Крыму


 

Поваренную соль в Крыму добывали еще более двух тысяч лет назад. Крупный соляной промысел был у древних греков в Херсонесе. Вскоре после появления турок на берегах Босфора в конце XV века Крым попадает под власть Турции.
Поскольку соль приносила тогда большие доходы государству, все соляные месторождения и озера Крыма объявляются собственностью турецкого султана.
Крымские татары издавна продавали соль своим близким соседям — запорожцам, которые не только пользовались крымской солью для своих нужд, но и возили ее дальше в некоторые русские города. Широко была развита и меновая торговля.
Карамзин пишет в «Истории государства Российского», что главным центром меновой торговли был тогда город Судак. Русские купцы привозили горностаевые и другие драгоценные меха, сначала выменивали их на шелковые ткани и пряности, чтобы затем уж сменять их на соль. По-видимому, такой двойной обмен приносил русским купцам большую прибыль. По свидетельству Карамзина, «Россияне давали за воз соли по две бумажные ткани, которые стоили 1/2 гипернера или константинопольского червонца».
В течение XVI—XVII веков главными покупателями крымской соли были запорожцы. На Днепре, в урочище Никитин Перевоз, или Никитино (теперь г. Никополь), был учрежден особый военный пост, охраняемый запорожскими казаками. Он служил одновременно пропускным пограничным пунктом. В караульном помещении дежурил русский дипломатический чиновник, который выдавал билеты (ярлыки) на право выезда за рубеж и делал пометки в документах, отъезжающих в Крым.
На реках Буге, Орели, Самаре были также установлены специальные перевозы, на которых взимали с возов, везущих соль из Крыма, особую пошлину — мостовую, на тех же перевозах взимали плату за переправу и с порожних возов, направляющихся за солью, но уже по другому тарифу.
Каждую весну переходили Днепр целые ватаги казаков, поляков, украинцев, которые двигались в Крым за солью. По дороге к соляным озерам им приходилось уже в Крыму переправляться через реки. За право переправы они должны были платить крымскому хану также особый сбор.
Ватажане нередко сами, иногда с позволения, а чаще без разрешения хана наводили мосты или ставили паромы. Обычно хан отдавал перевозы на откуп кому-нибудь из своих приближенных, который в свою очередь за определенную мзду переуступал право сбора мостовой пошлины запорожскому начальству.
Кошевой издавал «универсал» — специальное постановление, строго регламентировавшее сборы с каждого воза соли в зависимости от его размеров. По разным тарифам взимались сборы с запорожцев, купцов и прочих «ватажан». Купцы платили с воза, запряженного четверкой волов,— 10 копеек, запорожские казаки — 8, с порожних возов брали — с четверки — 4 копейки, а с паровицы, то есть с воза, запряженного двумя волами,— 2 копейки.
Платить мостовые можно было и солью. В этом случае не делалось никаких льгот и запорожцам. С них, как и со всех прочих, брали полпуда соли с четверного воза и четверть пуда с паровицы.