Предприимчивый Юнкер


 

Ни в архивах, ни в литературе не сохранилось сведений о том, что именно делал Юнкер в Германии, зато сохранились ведомости, по которым почетный академик исправно получал зарплату (и не малую!) за «руководство» соляными промыслами на Украине.
В 1739 году Юнкер появился во Фрейберге, который тогда считался одним из крупных центров горнозаводского дела в Германии (до сих пор Горная Академия во Фрейберге является одним из лучших технических высших учебных заведений). В это время там учился М. В. Ломоносов. Молодой русский ученый (ему тогда было всего 28 лет) пользовался уже большим авторитетом среди немецких ученых и своих учителей.
Его ближайший наставник Христиан Вольф, с которым он был тесно связан еще в Марбурге, в начале своего пребывания в Германии, очень лестно о нем отзывался. Называя Ломоносова молодым человеком «преимущественного остроумия», Вольф особенно подчеркивал его безмерную любовь к основательным знаниям, его солидные познания в математике, физике, химии, горном деле.
Несомненно, Юнкеру была хорошо известна характеристика Ломоносова как многообещающего исследователя и ученого. Свое первое ученое сочинение «О превращении твердого тела в жидкое» Ломоносов послал из Марбурга в Петербург 4 октября 1738 года. Известно было Юнкеру также, что Ломоносов родился и жил на Белом море, где еще в XIII веке поморы вываривали соль из морской воды и соляных ключей.
Потому Юнкер постарался разыскать во Фрейберге Ломоносова и воспользоваться его знаниями в области соляного дела. Сам Ломоносов писал, что он юношей «у Белого моря бывал многократно для покупки соли к отцовским рыбным промыслам и имел уже довольное понятие о выварке» Кроме того, изучая горное дело в Германии, Ломоносов с прилежанием и обстоятельно ознакомился с работой соляных варниц и с методами добычи каменной соли.
Юнкер рассчитывал с помощью Ломоносова составить такую докладную записку о состоянии и перспективах развития соляного дела на Украине, которая свидетельствовала бы о его высокой компетенции как «надзирателя Бахмуцких и Торских соляных заводов».
Юнкер ознакомил Ломоносова со многими материалами, касающимися отечественной соляной промышленности. Это были в первую очередь так называемые «Экстракты о соляном деле», то есть составленные чиновниками соляных правлений краткие доклады о состоянии тех или иных соляных заводов или промыслов. В них, как правило, указывалось количество варниц и чренов, колодцев и рассолоподъемных труб, приводились расчеты затрат топлива на выварку пуда соли. В таких «экстрактах» можно было найти сведения и о количестве занятых на промысле рабочих, площадях лесных дач, в которых заготовлялись дрова для соляного промысла. Приводились в них и данные о выварке соли в год, а иногда и за десять лет.
Ознакомление с такими «экстрактами» позволило получить ясную картину состояния не только одного соляного завода, но и всей соляной промышленности страны в целом. И недаром Ломоносов позднее писал, что материалы, представленные для ознакомления, были весьма поучительными, так как детально описывали состояние, соляного промысла в России.
Вернувшись в 1741 году домой, Ломоносов написал  «Нижайший доклад и непредрассудительное мнение имп. Соляному комиссариату о соляных делах, что в местах, между Днепром и Доном положенных, находятся, и особливо о обоих имп. заводах, что в Бахмуте и Торе». 
В этом документе, собственноручно написанном М. В. Ломоносовым, большая часть которого сохранилась в архиве Академии наук  , чувствуется почерк зрелого исследователя, прекрасно понимающего государственные нужды и великолепно разбирающегося во всех тонкостях соляного производства.
Сжатость изложения, глубина мысли, широкий охват экономических проблем и технических вопросов соляной промышленности пронизывают доклад Ломоносова. Приводим здесь один из фрагментов этого интересного документа.