Более 10 лет потребовалось изобретателю, чтобы сделать свой соляной комбайн высокопроизводительным и рентабельным. Глубина разработки пласта у первых солесосов не превышала 1,8 метра, а производительность—8—10 тонн соли в час. Современный же солекомбайн разрабатывает пласт соли на глубине до 8 метров и добывает 150—160 тонн соли в час.
По соляному пласту в разных направлениях уложены рельсы. По ним самостоятельно ходит солекомбайн, смонтированный на четырехосной платформе. Двигатель внутреннего сгорания мощностью сто лошадиных сил приводит в действие все его механизмы. Из корпуса комбайна опущена в озеро длинная толстая труба. На конце ее укреплена фреза — головка рыхлителя, усеянная стальными шипами. Врезаясь в соляной пласт, фрезы дробят его. Мощный насос засасывает в трубу соль вместе с рассолом, затем соль обезвоживается, дробился на валках, промывается и вторично обезвоживается. Рассол через специальные отверстия выливается в озеро, а соль поступает в ковш элеватора, который грузит ее в стоящие рядом с комбайном железнодорожные вагоны. Нагруженный состав идет на Владимирскую пристань на Волге.
Из вагонов соль подвесными ленточными транспортерами подается на солемельницу, откуда другим транспортером ссыпается в трюмы барж. Раньше, чтобы нагрузить баржу солью, требовалось несколько часов, теперь же достаточно 9—12 минут. Один солесос заменяет шесть-семь тысяч рабочих, добывая за сезон 750—800 тысяч тонн.
"Соляные комбайны не только облегчили труд рабочих и повысили производительность солепромыслов — они дали возможность добывать соль из более глубоких пластов, которые невозможно разрабатывать вручную; соль в таких пластах имеет более высокое качество.
Каждый солекомбайн связан рельсовыми путями с Нижне-Баскунчакским железнодорожным узлом. На озере улещено более сорока километров рельсовых путей.
Вот мотовоз, подхватив два вагона, плавно скользит по рельсам. Он везет рабочих. В центре озера — железнодорожная станция, контора с хозяйственными постройками цеха соледобычи, столовая. Неподалеку гудят солекомбайны, слышны свистки паровозов, тянущих составы с солью. Издали виднеется высокое здание солемолки, со всех сторон окруженной огромными белыми горами. С вершины соляной горы тянется вниз толстый стальной трос к будке машиниста-скреперщика. Нажим рычага — и большой ковш скрепера, вмещающий сотни килограммов соли, медленно ползет вверх, прорезая глубокое ущелье в этой необычной горе. Проходит несколько минут, и трос уже тащит обратно наполненный солью скрепер. Возле будки скреперщика железная решетка. Отсюда соль по транспортеру поднимается в бункер солемолки. С гулом и скрежетом вращаются мощные жернова солемельницы, превращая падающие на них сверху кристаллы соли в тонкий порошок.
Такую картину можно было наблюдать еще совсем недавно. Теперь же на промысел поступает все больше новой техники. На смену скреперу пришел бульдозер, который и атакует соляную гору, а на мельнице вместо жерновов появились вальцовые станки для помола соли.
Велики успехи баскунчакских соляников в совершенствовании технологии добычи соли, однако они не намерены останавливаться на достигнутом. Творческая мысль новаторов неуклонно стремится вперед.
Добыча соли будет производиться мощными плавучими снарядами, похожими на земснаряды, которыми пользуются для углубления дна рек. У этих агрегатов имеется особое гидроустройство, обладающее достаточным напором для доставки соли вместе с рапой на берег озера, где будут расположены пункты обезвоживания и погрузки. Замена такими снарядами солекомбайнов позволит убрать с озера железнодорожные пути и сведет до минимума простои из-за метеорологических условий. Проведенные учеными подсчеты показали, что два таких плавучих снаряда, при наличии третьего резервного, смогут за 180 дней сезона добычи извлечь из озера около трех миллионов тонн соли. Причем для полного обслуживания этих агрегатов будет достаточно 19 рабочих вместо 258, занятых сейчас на добыче и вывозке соли на берег.
Раньше на соляных озерах работали только летом. Теперь жизнь там не замирает и зимой — ремонтируют оборудование, мелют соль на солемельницах и отправляют ее потребителям. На солепромыслах возникли благоустроенные рабочие поселки с электростанциями, многоэтажными жилыми домами, школами, яслями, детсадами.
Нижний Баскунчак стал цветущим зеленым оазисом в выжженной солнцем, некогда суровой и безводной полупустыне. Во многих двориках растут фруктовые деревья, виноград. В поселке разбит тенистый парк и несколько сквериков.