Стимул к развитию


 

С целью поощрения развития соляной промышленности правительство не только искало откупщиков, предоставляя им выгодные условия. Оно устраивало новые дороги к полуострову, приказывало рыть колодцы на караванном пути к Перекопу, присылало военные команды из отставных солдат для охраны дорог, по которым везли промышленники соль.
В эти годы соляным промыслом в Крыму заинтересовался известный русский поэт Державин, который тогда и составил план реорганизации крымской соляной промышленности. План Державина был рассмотрен Министерством внутренних дел, а затем и Сенатом. Позднее, по докладу Сената, признавшего откуп невыгодным и даже вредным для казны, царь принял решение оставить крымские соляные озера в казенном управлении. Была учреждена особая должность — главного надзирателя Крымских соляных озер, которым был назначен генерал-майор Мертваго.
В 1802 году из Петербурга прибыл в Крым чиновник особых поручений, коллежский советник Сафонов, которому было дано задание ознакомиться с крымским соляным промыслом и «составить общее об этом промысле положение и сообразно с пользами казны, распространением вывоза (то есть торговли солью) и облегчением народным».
Мы не знаем, в какой мере миссия Сафонова в Крым способствовала подъему там соляного промысла и увеличению добычи. Вероятнее всего это было обязано энергичной деятельности местных дельцов. Во всяком случае уже в 1803 году было продано 382 298 пудов соли более чем на полмиллиона рублей ассигнациями, причем казна получила прибыли 268 ООО рублей.
Большое количество крымской соли стали снова продавать Турции.
Летом 1805 года в Крыму был «неурожай» соли. Вследствие неблагоприятных атмосферных условий соль на крымских соляных озерах садилась плохо, и добыча ее резко упала против прежних лет. Это вызвало немалое беспокойство в Петербурге. В Крым посыпались предписания и приказы.
Одной из причин, тормозивших «умножение запасов» крымской соли, был недостаток рабочей силы. На выволочку соли в Крым рабочие шли неохотно. За каторжный труд—приходилось работать от зари до зари под лучами палящего южного солнца, нередко по колено в воде — платили по 1 копейке за пуд соли. К тому же цены на продукты питания были вдвое-втрое выше, чем на Украине и в губерниях Южной России.
Губернатор пытался принимать некоторые меры для усиления вербовки рабочих на соляной промысел. Для привлечения большего числа рабочих практиковали даже выдачу авансов.
«Неурожай» соли в 1805 году принес большие убытки артельщикам, подрядившимся выволакивать соль на крымских озерах. Наняв людей, они должны были их кормить за свой счет. Но когда выяснилось, что осадки соли нет и практически собирать нечего, то вынуждены были распустить своих рабочих по домам.
Чтобы обеспечить бесперебойную работу промысла в следующем году, губернатор распорядился выдать им задатки в счет оплаты будущего года за надлежащим поручительством.
Однако все эти меры не давали желаемого эффекта. Потому было решено повысить на 30 процентов плату рабочим. Казна не осталась в убытке. Увеличилась добыча. Кроме того, была повышена продажная цена на соль.