Бахмутский соляной промысел


 

Отгремели залпы петровских солдат, расстреливавших бахмутских повстанцев. Жители, уцелевшие от пуль карателей, возвращаются в родные места. Сожженный город солеваров, вновь возрождается из пепла. Жители роют землянки, строят курени.
Полковник Шидловский начинает хлопоты о восстановлении Бахмутского соляного промысла. Страна нуждается в соли, и Петр I, сменив гнев на милость, разрешает «завести заводы». На берегах Бахмутки снова дымятся варницы, вереницами уходят в степь груженые кулями с солью огромные фуры, запряженные парой или четверкой волов.
Еще в 1705 году по царскому указу вводится в России государственная монополия на соль. Петр I, который вел непрерывные войны с турками на юге и со шведами на северо-западе, нуждался в средствах для покрытия все увеличивающихся военных расходов. Государственная казна непрерывно пустела. Налоги были увеличены до предела. Нужно было срочно изыскать новые источники пополнения казны. Вспомнили о соли.
Соль должна теперь продаваться вдвое дороже цены, которую государство платило поставщику. Казна рассчитывала получить несколько сотен тысяч рублей дохода. Ожидания оправдались, доходы оказались огромными: с 1706 по 1710 год было получено 443 тысячи рублей, в 1710—1728 годах — 659 тысяч рублей прибыли.
Солеварни, как и соляные варницы, принадлежавшие монастырям, были отобраны в казну. Перешли в ведение Соляного правления и все частные солеварные заводы и мелкие варницы в Бахмуте. Однако в целях расширения соляного промысла в России, поскольку население очень нуждалось в этом продукте, было разрешено частным солеварам брать заводы «на откуп» за две тысячи рублей в год. Лишились своих льгот и казаки слободских полков, которые пользовались раньше правом беспошлинно варить соль.
В 1809 году Петр Первый возвращался из Азова через Бахмут и Изюм. По дороге в Полтаву он заехал в Тор и купался в озере, которое неожиданно возникло там, на месте бывшего соляного завода. Узнав о его происхождении, он приказал прорыть канал и спустить из озера воду. Затем он собрал жителей и рассказал им о важном значении развития местного солеварения.
Визит царя не остался бесследным для бахмутских солеваров. В 1712 году для «успешного солеварения и защиты заводов и жителей» было приписано к местному острогу 1450 душ черкесов и учреждены форпосты в селениях Писарево и Ямполь, где несли службу солдаты драгунских полков. Спустя двадцать лет вместо драгун на форпостах появились караулы нового, незадолго перед тем сформированного Бахмутского казачьего полка.