Керченская соль


 

 

Большой известностью в Крыму и за его пределами пользовалась и керченская соль. Ее вывозили из Керчи на возах, а также морем, правда, в Керченский порт заходило гораздо меньше судов, чем в Евпаторию. В Керчи, кроме соли и соленой рыбы, нечего было покупать, тогда как в Евпаторию привозилось в те времена из России и из средиземноморских стран много самых разнообразных товаров.
Согласно сложившейся традиции с незапамятных времен казаки приезжали на своих возах на берег соляного озера, сами добывали из него соль и грузили ее на возы. Стараясь поменьше заплатить татарам сборов, запорожцы нередко пускались на хитрость. Заплатив положенный таможенный сбор с воза, они, чтобы не платить «байтовую» пошлину — по рублю с повозки,— перекладывали соль в громадные фуры, запряженные 6—8 парами волов.
Татары, заметив обман, следуя установившемуся обычаю, не подавали виду и не требовали с казаков дополнительной платы за вывозимую соль. Но зато, если повозки, не выдержав чрезмерной нагрузки, ломались от тяжести, то казаки должны были платить байтовые в двойном размере.
В несколько ином положении, по сравнению с другими крымскими соляными промыслами, находились Кинбурнские. Многочисленные мелкие соляные озера, так называемые «прогнои», расположенные на песчаном полуострове, как и все другие соляные озера в Крыму, принадлежали турецкому султану.
Запорожцы, добывавшие здесь соль еще с XVI века, когда Украина находилась под польским владычеством и позднее, после присоединения к России, считали их искони своими и не признавали над ними ни власти турецких чиновников, ни юрисдикции крымского хана. Они даже установили на Кинбурне особый военный пост «паланку».
Турки и татары отнюдь не желали мириться с самоуправством казаков, а, главным образом, с потерей доходов от кинбурнской соли, и неоднократно жаловались польскому королю и русскому царю.
Чтобы не портить отношений с Турцией и Крымским ханством, Варшава и Москва посылали соответствующие ноты гетманам с требованием обуздать запорожцев и запретить Войску Запорожскому посылать своих людей за солью в «прогнои». Но получалось как в известной пословице: «А Васька слушает, да ест». Запорожские кошевые давали клятвенные заверения, а казаки продолжали добывать запретную соль.
В 1774 году окончилась русско-турецкая война полной победой России. По мирному договору турки вынуждены были отдать наряду с другими территориями и Кинбурн.
Однако прошло еще 15—20 лет, прежде чем Кинбурнские соляные промыслы стали разрабатываться новыми поселенцами, «зашедшими» людьми с Украины.