Дорожные пошлины


 

По пути к покупателю цена на соль все больше увеличивалась. Кроме пошлины за право переправы через речки владельцы возов с солью должны были платить еще «байтовые», особый сбор за право перехода через Перекопский ров — по 70 копеек с воза независимо от его размеров и количества нагруженных мешков. Но и этим еще не ограничивались поборы, удорожавшие крымскую соль. При погрузке соли на возы на месте ее добычи брал еще хан или его откупщик по 5 рублей с воза, запряженного парой волов, и по 3 рубля с половинного воза.
В книге «Большому Чертежу», составленной в XVI веке, приводится довольно подробное географическое описание ряда крымских соляных озер. Имеются там и некоторые данные б количестве добываемой из них соли.
Уже в те времена в Крыму было известно свыше 130 соляных озер разной величины. Одни из них имели длину в несколько километров, как, например, Старое, или Красное, близ Перекопа, другие — называемые «прогноями», Кинбурнские и Генические розсоши — были длиной всего лишь десяток метров.
Кроме того, все они подразделялись на внешние и внутренние. К первым относили перекопские (Круглое, Караги-гель, Галяль-гель), кинбурнские (Долгое, Черное, Гнилое) и все «прогнои», а также генические (Геническое, Аверьяновское), расположенные на Арабатской стрелке близ пролива, отделявшего Сиваш от Азовского моря.
Среди соляных озер второй группы самыми крупными считались три керченских: Окташ, Узурлар, Чокрак и три соляные озера евпаторийской группы — Сакское, Султан-Али и Табулды. Особенно высоко ценилась соль озера Чокрак, она считалась тогда лучшей для засола знаменитой керченской сельди. Еще большую известность спустя несколько столетий — после постройки в 1809 году грязелечебницы — приобрело Сакское озеро.
Поскольку запорожцы являлись тогда главными потребителями крымской соли и посредниками в меновой торговле между татарами и русскими, каждый год с наступлением лета ханские чиновники приглашали их прибыть в Крым для сбора соли на озерах.