Восстановление солеварения


 

Этим же уставом предлагалось устраивать новые варницы везде, где будут найдены рассолы и есть леса. Предусматривалась также продажа «запущенных» труб и варниц всем желающим, если их владельцы не примут мер для возобновления своих промыслов.
Точно так же предписывалось продавать с торгов соляные варницы «неисправных» промышленников, которые «по лености и неосмотрению» не варили соли в своих варницах.
Издавая указ, правительство прежде всего рассчитывало увеличить выварку соли и повысить доходы казны.
Поскольку указ о соли 1727 года разрешал сдачу в аренду соляных варниц частным лицам, Соляное правление решило передать вольнопромышленникам несколько соляных чренов.
Спустя пять лет местным купцам были отданы на откуп все бахмутские казенные соляные промыслы. Арендаторы, согласно договору, получали в свое распоряжение соляные колодцы, здания варниц, чрены, а также рабочий скот, занятый перевозкой соли. Им было предоставлено право рубить лес по берегам Северского Донца, иметь свои сенокосные луга для пастьбы скота.
Им разрешалось также сдавать в наем отдельные чрены на казенном промысле и частным промышленникам с уплатой казне особого налога: в Бахмуте — шесть рублей серебром в сутки, в Торе — 1 рубль 80 копеек.
Компания имела право продавать соль в Бахмуте до 10 копеек за пуд, в Торе— 11 копеек и для поддержания цен на этом уровне не допускать ввоза в эти города более дешевой донской и калмыцкой соли.
Передача бахмутских соляных заводов в частные руки не спасла положения. На этот раз расчеты правительства не оправдались. Добыча соли неуклонно падала.
В 1735 году в Тор и Бахмут приезжал управляющий делами Малороссии, так называли тогда Украину, генерал-лейтенант князь Шаховской. Ознакомившись с состоянием соляных варниц, он отметил, что на промыслах недостает рабочих, а это сказывается на производительности соляных заводов.
Правительство не прекращало попыток наладить солеварение в Торе и Бахмуте. В 1741 году маяцким и торским казакам, которые несли охрану военных городков, было разрешено наравне с казаками Бахмутского полка варить соль свободно и беспошлинно.
Эти меры диктовались не только желанием повысить доходы казны, но и стремлением как можно больше сократить ввоз крымской соли.