Ставки растут


 

 

Но вот в 1906 году в тарифную сетку вносятся изменения. Ставка на перевозку соли из присивашских промыслов повышается на 2 копейки с пуда, что немедленно вызывает сокращение ее добычи.
Крымские солепромышленники особенно сетовали на то, что их главный конкурент — донецкая соль могла завоевывать все новые и новые рынки, пользуясь более дешевым тарифом. Это не мешало им, однако, вступить вместе с донецкими солепромышленниками в соляной синдикат.
До образования синдиката владельцы парусников покупали крымскую соль в Керчи, на Арабатской стрелке, в Геническе и развозили ее по портам Азово-Чсрномор-ского побережья. Они продавали там соль с выгодой для себя и населения, так как брали ее в качестве обратного груза. Синдикат, в который входили и купцы, торговавшие солью во всех азовских портах, лишил парусников обратного груза, что сразу же ухудшило их положение. Повышение цен на соль синдикатом принесло огромные барыши крупным солепромышленникам, привело к разорению мелких и легло дополнительным бременем на и без того скромный бюджет трудящихся.
Правительство, желая ограничить влияние монополистов на соляной рынок, решило несколько изменить систему сдачи в аренду участков на казенных самосадочных озерах. Участки стали сдаваться в аренду на более короткие сроки с небольшим денежным залогом, преимущественно мелким соледобывателям. Но подобная демократизация эксплуатации соляных промыслов не дала ожидаемых результатов. Мелкие соледебыватели, столкнувшись с синдикатом на рынках сбыта, не смогли ему противостоять. С другой стороны, они, не имея достаточных капиталов для правильной организации соляного промысла и сбыта соли, занимались хищнической добычей. Этому способствовала и краткосрочность аренды. Нельзя было требовать от арендатора крупных затрат и бережного отношения к промыслу, который ему разрешалось разрабатывать в течение 3—5 лет. Поэтому было решено снова изменить условия разработки соляных озер: повысить сумму залога, увеличить обязательный минимум годовой добычи и удлинить сроки аренды участков.
Эти меры отнюдь не улучшили общего состояния крымского соляного промысла. Солидные предприятия с крупным капиталом получили более широкий и свободный размах в своей деятельности. Мелкие же соледобыватели вынуждены были прекратить добычу соли.
В течение нескольких десятков лет крымская соль в довольно больших количествах — б—7 миллионов пудов в год — перевозилась в порты Балтийского моря. Соль возили на иностранных судах, которым представлялась особая льгота, и продавали на прибалтийских рынках. Морская перевозка стоила гораздо дешевле, чем по железной дороге.
В 1910 году Министерство промышленности и торговли подняло вопрос об отмене соляной льготы иностранным судам. Узнав об этом, крымские солепромышленники всполошились. Повышение фрахтовых ставок неизбежно повысило бы цену на соль и затруднило бы ее продажу. Перевозка же крымской соли исключительно на русских судах не обеспечила и половины того количества, которое закупали прибалтийские рынки. К тому же увеличение спроса на сухогрузные суда вызвало бы также повышение фрахта. В результате началось бы резкое уменьшение добычи соли в Крыму и усиление позиций донецкой соли.
Промышленникам удалось доказать нецелесообразность отмены соляных льгот для судов под иностранными флагами, однако и это не спасло крымский соляной промысел от дальнейшего упадка.