Письмо ханского пристава


 

В архиве сохранился любопытный документ — письмо ханского пристава — баба-имама к кошевому Войска запорожского от 25 июня 1764 года. Назначенный ханом для надзора за добычей соли на озерах, он писал: «Благодарение Богу, его святым произволением сего году соль произошла изобильно противу прошедшего года, села хорошо. Да притом же воды и травы у нас в Крыму, также и на пути везде изобильны, так что очень спокойно ныне для чумаков, а для скота кормов достанет. Причем прошу в незамедлении чумаков присылать за солью».
Как видно из текста этого послания, татары были чрезвычайно заинтересованы в участии запорожцев в разработке соляных озер и продаже соли. Однако отношения между ними не всегда были столь дружественными.
Управляли соляными озерами в Крыму в те времена ханские чиновники, доходы от соли поступали непосредственно в казну хана. Нередко крымские ханы отдавали все соляные промыслы на откуп. Откупщиками были чаще всего турецкие чиновники, которые одновременно собирали таможенные сборы в Каффской, Евпаторийской и Очаковской таможнях.
Корыстолюбивые откупщики, стремясь как можно больше увеличить свои доходы, бесконтрольно повышали цены на соль.
На введение подобных «отягощений» казаки жаловались своему кошевому, который заявлял решительный протест против подобных действий откупщиков. Завязывалась обширная и порою бесполезная переписка между крымскими властями и киевским генерал-губернатором, а иногда и между Петербургом и Константинополем.
В середине XVIII века в Крыму соль добывалась преимущественно на Евпаторийских, Перекопских и Керченских соляных промыслах. Все доходы, получаемые с первых двух промыслов, считались личной регалией хана, а с третьего — принадлежали колче-султану, то есть наследнику престола.
Много крымской соли продавалось тогда на Кавказ и в Турцию. В Евпаторийский порт приходили целые караваны парусников.
Бывали годы, когда соли добывалось на крымских соляных озерах гораздо больше, чем удавалось продать. В таких случаях ханский откупщик, который нередко по совместительству был и поставщиком ханского двора, получал от своего властелина разрешение за все расплачиваться солью по цене, которую он сам устанавливал.
Значительно крупнее Евпаторийского соляного промысла был Перекопский. Из двух имевшихся здесь крупных соляных озер разрабатывалось лишь Галяль-гель.