Ценовая политика на крымскую соль


 

Присоединение Крыма к России значительно снизило цены на крымскую соль, расширило рынки ее сбыта. Бахмутская соль не могла с ней соперничать. Уже в первые годы после включения Крыма в состав Российской империи все соляные озера перешли в ведение казны. Однако хозяйствование чиновников Крымского соляного правления было менее удачным, чем их предшественников запорожцев и татар. Несмотря на мир и полное спокойствие, добыча и продажа крымской соли упала почти в 10 раз. Трудно разобраться в истинных причинах сложившегося тогда положения. Вероятнее всего, что это было вызвано неповоротливостью бюрократического аппарата Соляного ведомства.
Между тем правительство было крайне заинтересовано в развитии крымского соляного промысла, как не требующего больших капитальных вложений, способного полностью удовлетворить потребность населения в соли не только Южной России, Украины, но и многих других районов страны.
Потому уже в начале 90-х годов XVIII века начались поиски желающих взять на откуп добычу соли из крымских озер. Была еще и другая причина. Казенные доходы от продажи соли неуклонно падали. Если в 1783 году казна получила около одного миллиона рублей, то спустя 10 лет, в 1792 году,— лишь 22 тысячи рублей. Вскоре казна уже вместо дохода от продажи казенной соли несла убытки, которые с каждым годом все больше увеличивались. Так, в 1793 году убыток составлял — 40 тысяч рублей, а в следующем десятилетии — в 1802 году — уже около 56 тысяч.
4 марта 1794 года был издан правительственный указ о передаче на откуп ряда крымских соляных озер двум елисаветградским купцам. Один из них обязался платить в казну двести пятьдесят тысяч рублей в год, другой — двести шестьдесят тысяч. В то время в Крыму соль продавали по 12 копеек за пуд, а фура соли, запрягаемая парой волов — 90 пудов, стоила десять рублей.
В 1799 году по истечении срока договора с этими купцами откуп был передан известному в те времена банкиру, коммерции советнику Перецу и херсонскому купцу Штиглицу.
Видимо, этот откуп не дал правительству желаемого дохода, и к началу 1801 года он был уже прекращен. 11 марта того же года Министерство внутренних дел заключило договор на эксплуатацию части крымских соляных озер с другим контрагентом. По условию он обязался не только продавать соль в Южную Россию, но и поставлять ее в пять западных губерний: Подольскую, Волынскую, Минскую, Литовскую, Гродненскую по установленному тогда тарифу 70—90 копеек медью за пуд. Однако этот откупщик оказался совсем несостоятельным, и правительство расторгло с ним договор и лишило откупа.