Впервые среди равных


 

В России содовое производство в крупных масштабах начинает развиваться лишь с 80-х годов прошлого века, хотя уже с 60-х годов были сделаны отдельные попытки построить небольшие заводы для выработки соды.
В 1864 году М. П. Пранг построил содовый завод в Барнауле, на котором по методу Леблана получали соду из природной глауберовой соли. Ее добывали из Мармышанских озер, расположенных в Кулундинской степи в 200 километрах от Барнаула.
Спустя три года в городе Чистополе Казанской губернии на заводе Лихачева было организовано впервые в России производство соды из поваренной соли по аммиачному методу. Завод просуществовал пять лет и выпустил всего 25 тысяч пудов соды.
В 1881 году купец Любимов, побывавший за границей и ознакомившийся с аммиачным процессом производства соды, заключил с бельгийской фирмой «Сольвэ» договор на 20 лет. Вскоре после его возвращения в Россию началось строительство крупного содового завода производительностью 375 тысяч пудов соды в год в Березниках, на Северном Урале.
В 1882 году Менделеев, побывавший в Донбассе на угольных шахтах и соляных рудниках, писал в статье «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца»: «Тут все условия, чтобы сделать дешевую соду и всякие соли и кислоты содовых заводов... Богатства донецкого края зовут туда русских деятелей».
Пока русские промышленники судили-рядили, стоит ли вкладывать капиталы ,в производство донецкой соды, на «Сольвэ» быстро сообразили, какие огромные выгоды могут быть здесь получены. И они не ошиблись в своих расчетах. В 1897 году акционерное общество «Любимов, «Сольвэ» и К°» дало прибыли 23 процента и выплатило своим акционерам 14 процентов дивиденда.
Весной 1890 года было начато строительство содового завода на берегах Северского Донца, в трех километрах от станции Лисичанск. Позднее к нему была проложена собственная железнодорожная ветка. Так возник пост Любимовский, переименованный позднее в станцию Переездная. Не прошло и двух лет, как завод уже стал вырабатывать из донецкой соли кальцинированную и каустическую соду ферритным методом Успеху нового начинания способствовало исключительно удобное местоположение завода. Мел добывали рядом, уголь — в трех километрах, соль привозили со станции Деконская из-под Бахмута. В начале XX века мел и уголь доставляли по канатной дороге. Вместо твердой соли на завод поступал по 3-километровому трубопроводу рассол, получаемый подземным растворением пластов каменной соли.
Производство кальцинированной соды на Донецком содовом росло исключительно быстрыми темпами. С 1894 по 1900 год оно увеличилось более чем в пять раз, превысив пять миллионов пудов, и значительно обогнало выпуск продукции в Березниках.
В 1898 году на содовом горизонте появилась новая «звезда». Возникшее с участием германского капитала «Южно-Русское общество для выделки и продажи соды и других химических продуктов» построило крупный завод в городе Славянске. Завод работал на природных рассолах. Уже спустя два года производство содопродуктов на нем было увеличено вдвое и составило 750 тысяч пудов в год. Это вызвало снижение цен на соду на отечественном рынке и почти полное прекращение ее ввоза из-за рубежа.
Донецкий и Славянский содовые заводы непрерывно увеличивали выпуск продукции — к 1914 году они вырабатывали свыше 75 процентов всей русской соды.