Победа Донецкой соли


 

Славянск издавна служил крупным центром торговли мясом и салом. Сюда на убой пригонялись гурты скота из самых отдаленных районов. Славянское сало пользовалось заслуженной славой не только на русских, но и на иностранных рынках. Скотопромышленники в большом количестве покупали славянскую соль, им было выгодно кормить этой солью скот, поступавший на скотобойни. Подкормка солью коров и быков, баранов и овец заметно увеличивала их вес.
Одним из главных препятствий к проникновению донецкой соли на отдаленные рынки сбыта служило отсутствие удобных путей сообщения. Широкое строительство железных дорог в России началось лишь после отмены крепостного права, в 1861 году. Соперницы донецкой соли на востоке — пермская и на западе — польская имели возможность пользоваться водными путями — реками Камой, Волгой и Вислой.
В начале 80-х годов вступила в строй новая железнодорожная линия Курско—Харьковско—Севастопольская. Это позволило славянской соли продвинуться все дальше и дальше на север и на запад.
Россия в те годы вывозила за границу огромное количество пшеницы. Поток хлебных грузов шел главным образом через южные порты. В эти же порты поступало из-за рубежа много дешевой соли, которую привозили суда, приходившие в Россию за хлебом и другими грузами.
Железнодорожные составы, груженные хлебом, обратно возвращались пустыми. Потому железные дороги, стремясь привлечь как можно больше грузов из-за границы, ввели особые сниженные тарифы по направлению от портов к Москве и другим крупным городам и торговым пунктам. Подобные действия вызвали резкое недовольство солепромышленников, так как это отражалось на сбыте отечественной соли.
Борьба, начатая за вытеснение иностранной соли с привислинских и северо-западных рынков сбыта, вскоре окончилась полной победой донецкой соли. Но конкуренция между солезаводчиками разгорелась еще больше.
В Славянске появилось Товарищество славянских солезаводчиков, объединившее все тогдашние солезаводы. Главной обязанностью его правления стало приискание новых рынков сбыта и равномерное их распределение между всеми участниками. Оно планировало производительность каждого завода, регулировало продажные цены на соль, отвечало за доброкачественность продукта. В 1887 году Товарищество получило на сельскохозяйственной выставке в Харькове за свою продукцию большую серебряную медаль.
Правительство, отменив в 1881 году акциз на соль, спустя несколько лет ввело новый налог — «горную подать». Было решено архангельскую и вологодскую соль обложить по 0,5 копейки с пуда, пермскую — по 1 копейке, илецкую, крымскую и астраханскую — по 3 копейки, бахмутскую каменную — по 7 копеек, а выварочную — по 6 копеек.
Особенно всполошились владельцы донецких СОЛЯНЫХ шахт. Они требовали повышения ставок уравнительного налога для пермянки и снижения для своей соли. Славянские солепромышленники в качестве одного из оснований для снижения ставки «горной подати» считали большие затраты на каменный уголь — до трех тысяч рублей в год.
Несмотря на это, добыча каменной соли и выварка ее из рассолов с каждым годом все увеличивались. Донецкая соль продолжала свое победное шествие по стране. Вскоре она стала и сырьем для содового производства.