Донецкая белокаменная


 

Металлическая клеть, словно скоростной лифт, мчит нас в шахту. Сквозь железную решетку видны стены ствола, одетые в металл. Проходит всего несколько секунд, и яркий свет ламп дневного света слепит глаза. Мы уже на рудничном дворе, примерно на глубине более 200 метров.
Приходилось бывать в разных соляных шахтах — в Соликамске, в Илецке, Солотвино, но нигде не было , чтобы стены штрека были такими гладкими и ровными, словно в вестибюле метро.
Кончился штрек, и открылся громадный зал — соляная выработка. Высота — около 40 метров, ширина—17 метров, длина — около километра. В углу галереи почти до половины ее высоты — гора белоснежной соли. Легко дышится в соляной шахте. Воздух — словно морской.
Миллиарды тонн чистейшей каменной соли добыто из соляных выработок донецких недр. Для того чтобы не произошло обвала, между каждой галереей оставляют массив каменной соли толщиной в 17—18 метров.
Добыча соли на шахтах Артемовского месторождения ведется по так называемой камерной системе. Камеры расположены в одном направлении — по простиранию соляного пласта.
В прошлом пласты соли отбивали кирками и молотками. Соляные глыбы вручную грузили в вагонетки и толкали по рельсам к подъемнику. Теперь всю эту работу выполняют машины. Одни вгрызаются своими стальными зубьями в соляную толщу и обпиливают стены камер, подрубают пласт поперек камеры. Другие — сверлят в соляном пласте отверстия, в которые закладывают заряды взрывчатки. После взрыва образуется гора дробленой соли. Железные ковши подземных экскаваторов подхватывают глыбы и грузят их в вагонетки, автосамосвалы или автопоезда.
Мощные электровозы и автосамосвалы доставляют соль к подземным дробильно-погрузочным пунктам.
Соль поступает на дробилку, где большие глыбы разламываются на более мелкие куски. Из дробилки она ссыпается на ленточные конвейеры и далее в скипы емкостью до восьми тонн. Электрический подъемник тянет со скоростью почти 15 метров в минуту скип, груженный солью, наверх.
На поверхности, неподалеку от надшахтного здания, находится солемельница. Сюда поступают скипы с солью. Здесь ее размалывают на вальцовых станках до нужного помола.
Измельченная соль по конвейеру и элеваторам движется к местам загатовки, где ее насыпают в мешки и грузят в железнодорожные вагоны. Часть соли подается в фасовочное отделение. Фасовочные автоматы сами клеют коробки и насыпают в них соль. Каждую минуту автомат дает 40—45 пачек соли. За одну смену расфасовывается 7—10 тонн. На отечественных соляных шахтах из общего количества молотой соли 13,2 процента расфасовывают в пачки, 15,7 процента затаривают в бумажные мешки, 4,6 процента брикетируют, а остальную массу отправляют потребителю, в основном на химические предприятия, в незатаренном виде.
Около пяти миллионов тонн соли дают артемовские соляные шахты. 45 процентов составляет их доля во всесоюзной добыче.
Немало пришлось потрудиться рабочим и инженерам рудоуправления «Артемсоль», чтобы получить столь высокие результаты.
Добыча донецкой каменной соли, начатая в 80-х годах прошлого века, достигла к началу первой мировой войны рекордной по тем временам цифры — 640 тысяч тонн. Но это ведь почти в восемь раз меньше добываемого теперь количества соли.