Озеро Эльтон


 

Эльтонская соль приносила правительству огромные доходы. За 134 года казенного заведывания добычей соли из Эльтонского озера было вывезено свыше 513 миллионов пудов соли. Пуд соли обходился казне от 6 до 7 копеек, продавалась же соль по 25—28 копеек за пуд.
В 1865 году правительство отказалось от казенной разработки соляных богатств Нижнего Поволжья, и добыча соли снова перешла в частные руки. Однако, вводя вольную продажу соли, правительство и не думало отказываться от огромных доходов: соль была обложена довольно высоким акцизом — 30 копеек за пуд. Переход солеразработок на соляных озерах Нижнего Поволжья в частные руки привел к падению добычи соли на озере Эльтон и увеличению ее на южноастраханских озерах.
В прошлом веке не раз делали подсчет количества образующейся в озере соли — новосадки. Одни называли цифру 600 миллионов пудов, другие — 800 миллионов пудов, третьи — больше миллиарда пудов. Все эти расчеты весьма неполны и отражают приблизительную картину накопления соли в озере. Лишь в 1946 году геолого-разведочная партия Всесоюзного научно-исследовательского института соли под руководством Г. А. Васильева провела детальное изучение донных отложений озера Эльтон. Бурение показало, что донная толща состоит из двух мощных пластов соли, разделенных толстым слоем глины. Толщина первого слоя, выстилающего дна озера — 18,25 метра. Верхний слой первого горизонта простирается на 155 квадратных километров. Максимальная толщина прослойки глины — 2,44 метра. Нижнего или второго горизонта — толщина 14,4 метра (соль) и глинисто-песчаная прослойка — 7,5 метра. Запасы соли только в первом горизонте исчисляются в 1,5 миллиарда тонн.
В былые времена соль на соляных озерах добывалась только вручную, самым примитивным способом. В зной и непогоду по колено, а иногда и по пояс в рапе босые или полуголые рабочие собирали лопатами новосадку или ломами выламывали пласты. Соль сгребали и насыпали в тачки, затем грузили в телеги, запряженные лошадьми или верблюдами, и свозили на берег. Там ее складывали в кучи.
На Эльтоне, которое в отличие от других астраханских озер, славилось обилием рапы и отличалось топкими берегами, выволочка соли производилась не верблюдами или волами в фурах, а на плоскодонных лодках-дощаниках. При высоком уровне рапы в дощаники нагружали 100—115 пудов соли и делали в день 10—12 концов. Для подвоза соли к площадкам, где она ссыпалась в бугры, в озере проводились специальные каналы, стенки которых обшивали тесом. При сильном ветре рапу нередко угоняло к противоположному берегу, и выволочка соли из озера на дощаниках временно прекращалась.
Нелегко жилось и возчикам соли, которые до постройки железнодорожных веток на озера Эльтон и Баскунчак были основными доставщиками озерной соли к пристаням на Волге, а также в Саратов, Камышин и другие нижневолжские города. Перевозкой соли занимались почти исключительно саратовские мещане и украинские чумаки.
В 1885 году была построена Баскунчакская железная дорога. Это окончательно решило судьбу Эльтона. Добыча соли постепенно падала и вскоре была здесь полностью прекращена.
Эльтон стал служить народу в своем новом качестве. «Золотое озеро» стало  здравницей, где излечиваются больные с заболеванием органов движения и опоры.
Черная маслянистая эльтонская грязь, насыщенная солью, с легким запахом сероводорода, по своим лечебным качествам не имеет себе равных. Ее вагонами отправляют во многие здравницы страны.
Вместо Эльтона главной волжской солонкой стало озеро Баскунчак.