Принято Соляным Комиссариатом


 

Нижайший доклад Ломоносова был принят Соляным комиссариатом не только к сведению, но и к неукоснительному исполнению. Уже вскоре после ознакомления петербургских чиновников с этим документом было послано отношение местному Соляному правлению, запрещающее хищническую вырубку деревьев в близлежащих лесах. Напоминая Петровский указ «о бережении лесов», комиссариат требовал немедленно прекратить истребление лесов вокруг Бахмута. Между тем для выварки соли по-прежнему требовалось огромное количество дров.
Запрещение рубить лес неподалеку от соляных промыслов еще более ухудшило и без того неважное состояние заводов. Командир Бахмутских и Торских соляных заводов подполковник Спашневский оказался нерадивым руководителем и, видимо, мало интересовался своим производством. Хозяйствование Спашневекого вызвало много нареканий со стороны местных властей. В Петербург посыпались на него жалобы.
В 1744 году для обследования состояния заводов в Бахмут были командированы камер-советник Юнкер и инженер-майор Мазовский. Результаты были весьма неутешительными. Хотя согласно рекомендациям Ломоносова рассол стали черпать из колодцев не вручную, как раньше, а с помощью 12-ведерных водоподъемных машин, издержки по выварке соли по-прежнему превышали доходы. Большие затруднения были на соляных заводах с рабочей силой. Не хватало квалифицированных солеваров и мастеровых. Для изготовления и ремонта чренов — основного оборудования завода — приходилось выписывать мастеров с тульских оружейных заводов. Казна настойчиво, но безуспешно искала откупщиков. В газетах периодически помещались объявления с перечислением льгот, предоставлявшихся желающим взять на откуп Торские и Бахмутские соляные заводы.
Не имели успеха и попытки поднять выварку соли путем смены руководства заводов. По окончании работы комиссии, присланной из Петербурга, подполковник Спашневский был отстранен и на его место назначен инженер-майор Мазовский. Однако вскоре и он был уволен. Его сменил присланный Соляным комиссариатом артиллерийский офицер. Новый командир соляных заводов, возможно, и был технически более грамотным по сравнению со своими предшественниками (как-никак артиллерист!), но и ему не удалось справиться с трудностями. Выварка соли неуклонно падала, заводское оборудование и здания варниц все больше ветшали.
В 1754 году упадок промысла зашел так далеко, что бахмутской соли не хватало далее для снабжения близлежащих районов. Потому правительство по ходатайству гетмана Разумовского разрешило привозить на Украину крымскую соль с помощью запорожцев для собственного употребления беспошлинно, а для перепродажи в Россию с уплатой небольшого сбора (акциза).
Спустя 10 лет выварка соли снова несколько увеличилась в Бахмутском районе, но преимущественно за счет частных солеваров, которых насчитывалось тогда около 1000 человек.